Детско-молодежные объединения - форма воспитания активной жизненной позиции.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора,…обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Мы видим, в качестве главного результата в стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.
Качество жизни нельзя предписать инструкциями, оно создается активно действующими гражданами. Решающим фактором развития региона является «социальный капитал», то есть «качество гражданского сообщества». Критерием уровня социального капитала: активность участия в работе общественных организаций, в массовых мероприятиях, в акциях соседской взаимопомощи, предприимчивость общественности.
В одном из диалогов Михаила Жванецкого гражданин спросил государство «- А что такое патриотизм?» « - Патриотизм, ответило государство, это когда ты снимешь с меня заботу о себе! Позаботься о себе сам, в этом и будет твой патриотизм!» Если хотите, то это тот минимум гражданской ответственности, первый шаг в проявлении активной жизненной позиции. Долгое время в системе партийно-бюрократической идеологии у граждан формировалась привычка автоматически следовать руководящим указаниям. Не избежали этого и детские, молодежные общественные организации: Пионерия и Комсомол.
Плоды такой политики мы пожинаем и по сей день. Каждый из вас, будучи членом производственного, ученического коллектива, студенческой группы наблюдал ситуации массового безучастия к делам и событиям, которые напрямую не затрагивают личные интересы. Наше поведение зачастую реактивно, зависит, главным образом от внешних воздействий. И если нас все-таки вывели на субботник то, прежде всего, это характеризует уровень общественной активности инициатора данного события.
Инициатива – это почин, первый шаг в каком-либо деле, предприимчивость. Потребовалось несколько лет, чтобы реабилитировать слова «предприимчивость», «предприниматель». А ведь это именно способность и готовность что-то предпринять, сделать, чтобы изменить существующее положение дел. В данном случае вопрос «А что я один могу сделать?» будет не оправдательно-риторическим. Вопрос предприимчивого человека всегда переводит существующую проблему на язык задачи, которую надо выполнить.
Деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды востребуемые сегодня характеристики личности. На основе освоения общественно-исторического опыта человечества, в системе обязательного и дополнительного образования ребенок вовлекается в социальные отношения. Внешние проявления его активности в творческой деятельности, волевых актах, в общении предполагают инициативы от самого ребенка. В данном случае понятие «активная жизненная позиция» как положение, состояние действующего, преобразующего человека не вполне адекватна тому явлению, сущность которого требуется определить. В практике своей опытно-поисковой работы мы пользовались таким понятием как «общественная активность». Под ней следует понимать деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества.
Это сложное морально-волевое качество личности предполагает наличие интереса к общественной работе и организаторских умений, ответственности, инициативности, исполнительности, требовательности к себе и готовность помочь другим при выполнении общественных заданий. Проявление обозначенного качества свидетельствует о присвоении личностью социально-значимых норм и представлений, о сформированности позитивного эмоционально-ценностного отношения к ценностям данного общества. Реализуемая в поведенческих актах общественная активность личности демонстрирует высокий уровень готовности и способности личности продуктивно выполнять социальные роли.
Проблема формирования этого качества в системе школьного образования связана с излишней регламентацией жизнедеятельности учащихся, с сохранением доминирующей руководящей роли учителя. Эта роль сохраняется в учебном процессе и переносится в сферу внеучебного взаимодействия. В этом смысле система дополнительного образования более свободна от «педагогократии». Здесь ребенок включен в саму жизнь, в естественную социокультурную и эмоциональную среду. Взаимоотношения «ребенок – взрослый» определяются не субординацией статусов, нарушить которую ученику психологически трудно. Становление личности происходит в процессе сотворчества, проживания, общения с детьми и взрослыми на равных, в ходе погружения в систему совместно принимаемых ценностей, отношений, культурных образцов.
Первое что происходит с ребенком в детском объединении это его включение в разнообразное деятельностное поле. Ограниченное проявление активности личности в школе и семье, здесь компенсируется («отрепетируется») в благоприятных условиях, личностно-значимой сферы самовыражения ребенка. Дополнительное образование как процесс строится из преемственных инициатив ребенка:
- выбирающего сначала сферу своего самовыражения,
- определяющего меру и степень самореализации личностных потенциалов,
- утверждающего социальную значимость и ценность результата самообразования.
Опыт выдвижения и реализации собственных инициатив в дальнейшем переносится на деятельность в других сферах, формирует сознательное и ответственное отношение к выполнению различных социальных ролей: ученика, сына (дочери), гражданина.
Детское общественное объединение – добровольный союз детей и взрослых созданный для совместной деятельности, удовлетворения собственной социальной потребности. Форма существования и выражения общественной активности как деятельного отношения к жизни через инициативы и их реализацию в деятельности ДОО.
Под знамена ДОО нередко собираются дети с «внутренним стремлением (осознанным и неосознанным) к энергичной деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели», то есть обладающих такой личностной характеристикой как пассионарность.
Этот обычные мальчишки и девчонки, обладающие природной активностью и любознательностью, но не вписывающиеся в заведенный порядок общеобразовательного учреждения. Педагогическая задача, решаемая в ДДО – сохранив их активность, научить управлять ею, направить ее в социально значимые виды деятельности. Собственная активность личности должна находить свое выражение не только в рамках специально-организованной взрослыми воспитывающей деятельности (трудовой, игровой, познавательной, художественной, общественной и др.). Рубинштейн С.Л., изучая деятельное начало личности, выдвинул основополагающий тезис о том, что способности и черты характера личности не только «проявляются, но и формируются в деятельности».
На современном этапе развития педагогической науки все более утверждается «деятельностно-отношенческая концепция воспитания». Согласно этой концепции, «назначение воспитания состоит в том, чтобы, включая растущего человека в деятельность по «распредмечиванию» различных сторон общественного опыта, помочь ему воспроизвести этот опыт и таким образом выработать у себя общественные свойства и качества».Поэтому считаем важным понимание общественной активности как процесса и результата социально значимой деятельности личности. Эффективность ДОО как формы воспитания общественно активной личности гарантируется:
- включенностью и заинтересованностью детей и взрослых в реализации целей ДОО;
- соответствие целей и содержания деятельности ДОО актуальным социальным потребностям детей, вступивших в ряды ДОО;
- самоорганизацией членов ДОО, их свободой в выдвижении, реализации инициатив;
- демократичностью процедур управления и непосредственным участием членов ДОО в принятии жизненно важных вопросов функционирования объединения;
- поддержкой государственных, социальных институтов, а также подобных детских и молодежных общественных объединений.
Максимальное удовлетворение потребности детства и юности в социально активной деятельности предполагает грамотное педагогическое сопровождение. Примером такого сопровождения является деятельность Макаренко А.С.. Итогом осмысления его опыта стали положения социально-личностной концепции.
Становление личности в рамках системы социальных отношений формирующегося коллектива и создаваемого общества – одно из положений концепции.Субъектами воспитания у Антона Семеновича становятся не только все члены его коллектива: руководство, педагоги, мастера производства, сами воспитанники, - но и должностные лица, способствующие превращению «детского учреждения» в активного деятеля общественной жизни. Об этом следует помнить, поскольку в масштабе деятельности ДОО происходит переход от микроуровня педагогических явлений, «субъект-субъектных», персональных отношений педагога и воспитанника на макроуровень педагогических взаимодействий, когда помимо детского коллектива субъектами воспитания являются представители общественности различные социальные институты.
Система социально-педагогического сопровождения детских общественных инициатив апробируется с января 2006 года в Горноуральском городском округе. Силами молодежной общественной организации «РОСТок», состоящей из студентов и преподавателей НТГСПА осуществляется программа работы со школьным активом. В обеспечении условий для упорядоченных проявлений общественной активности инициативной части учащихся сделан еще один шаг – оформилась детская общественная организация «МИР: молодые инициативные ребята». Детская общественная организация – объединение детей и взрослых созданное для реализации конкретной идеи, имеет регулирующие его деятельность нормы, правила зафиксированные в уставе, есть также структура и органы управления деятельностью ДОО.
Инструментом и результатом строительства данной организации явились различного рода детские социально значимые инициативы. Их предметные цели и степень самостоятельности детей были различными, неизменным оставалось правило трех «само»:
Самоорганизация – никто не решает за детей, свою деятельность упорядочивают сами!
Самоотдача – никто не заставляет делать, принимается только добровольный вклад!
Самооценка – требовательное отношение к результатам своей деятельности!
Воспроизводимый цикл: осознание социальной проблемы – инициатива – общественно полезная деятельность – предметный и отношенческий результат каждый раз на новом витке
- закреплял мотивы личности к активному участию в общественной жизни,
- развивал сферу гражданского самосознания и ответственность за свои действия;
- формировал способности личности к социально преобразующей деятельности;
- актуализировал личностный потенциал, творческие, коммуникативные способности;
- способствовал повышению организационной культуры членов ДОО.
Достигнутый уровень мотивации, сознательности и общественной активности представителей ДОО «МИР» становился всякий раз условием для осмысления новых возможностей участия в преобразовании социальной действительности. Педагогическое сопровождение детских общественных инициатив выразилось в предоставлении удобных механизмов познания социальной действительности, технологий и арсенала средств для ее изменений (социальное проектирование). Второй компонент сопровождения – актуализация личностных механизмов самопознания рефлексии, целеполагания и саморегуляции социального поведения. Наконец, третьим компонентом определяющим резонанс в процессе развития общественной активности детей является эффект «пассионарной индукции». От умения старших товарищей заразить своими идеями, эмоциональным настроем, энтузиазмом зависит перспективное будущее любого детского начинания.
При наличии всех трех составляющих и разумном дозировании педагогического вмешательства детскому общественному объединению достаточного единственного напутствия «- Если что-то хочешь изменить в этой жизни к лучшему, бери и меняй!»
|